С 2025 года МВД регулярно отчитывается о депортации иностранцев, которые проживают в Грузии нелегально. За прошлый год, по информации ведомства, из страны выслали 1311 человек.
Двое россиян — Ирина и Илья (имена изменены по просьбам спикеров) — сообщили Paper Kartuli, что их выдворили из Грузии незаконно. Они рассказали об обысках, предшествовавших высылке, сфабрикованном, по их словам, обвинении в оскорблении сотрудников миграционного департамента, заключении под стражу, судебном разбирательстве и выдворении. Еще одну похожую историю другой пострадавший рассказал в инстаграме.
По словам выдворенных, произошедшее — массовая практика. При этом два адвоката работающих в Грузии по делам, в том числе миграционным, и не имеющих отношения к описанным выше процессам, сообщили Paper Kartuli, что о подобных выдворениях слышат впервые.
Читайте в материале Paper Kartuli, как россиян вынудили покинуть Грузию.
Обыски
Выдворенный из Грузии Алексей, рассказал в инстаграме 17 января, что его остановили для обысков в Тбилиси в конце декабря. «Сообщили о проверке, провели досмотр, затем обыск в квартире. Ничего запрещенного не нашли. Позже — тест, результат отрицательный. В тот же день отпустили», — написал мужчина.
Ирина сообщила Paper Kartuli, что ее остановили на улице люди, представившиеся сотрудниками МВД, 12 января. Они показали бумагу на личный досмотр и обыск квартиры на основании того, что в ней могут находиться незаконные вещества или предметы.
«На их слова я рассмеялась и сказала: мне 52 года, я уже не в том возрасте, чтобы совершать противозаконные деяния. Пригласила их домой без проблем», — говорит Ирина. Она сообщила, что жила в Грузии с 2009 года и у нее было ПМЖ, недвижимость и бизнес (фото ПМЖ есть в распоряжении Paper Kartuli, наличие квартиры и бизнеса издание подтвердило через реестры предпринимателей и недвижимого имущества).
Илья рассказал, что к нему полицейские пришли домой. Мужчина жил в Грузии с ВНЖ (фото документа есть в распоряжении Paper Kartuli, документ действителен до ноября 2026 года).
Ирина и Илья — до задержания они не были знакомы друг с другом — утверждают, что обыск проходил без понятых и сотрудники одновременно находились в разных частях квартиры. Обыски фиксировали на видео.
По словам Ирины, в ходе личного обыска и обыска квартиры у нее ничего не нашли. О том же сообщил Илья. Он сказал, что не понимает, почему полицейские пришли именно к нему: «Я жил в Грузии вместе с моей девушкой-украинкой около трех лет, никогда не нарушал законов и не превышал время пребывания. <…> Меня вообще ни разу ни в одной стране не останавливали для каких-либо проверок. Мне казалось, нас с кем-то спутали».
После обысков полицейские, по словам задержанных, предложили им проехать в отделение полиции и зафиксировать отсутствие нарушений.
Полицейский участок
Илья рассказал, что перед выходом из дома его девушка хотела взять с собой свои таблетки, на что полицейские сказали ей, что она сможет уже ночью вернуться домой.
В полиции у пары спросили, готовы ли они пройти проверку на наркотики. Они согласились. Но тест им в итоге не провели.
«В конце они попросили нас подписать документ о том, что мы не имеем к ним претензий, что они и мы вели себя вежливо и не сопротивлялись при задержании. Они обозначили нам, что дело закрыто и что нас проведут обратно на выход, где нам выдадут наши вещи», — рассказал Илья.
По словам Ирины, с ней в полицейском участке общался следователь Давид Б.: «В кабинете без камер меня опросили, распечатали бланк, переводчик перевел, и я стала его подписывать. В этот момент следователь вдруг резко выходит из кабинета без слов и пропадает на 30–40 минут <…> Через 30–40 минут в кабинет зашли мужчины в форме, и я прочитала надпись [на их одежде]: migration department».
Департамент миграции
Алексей рассказал в инстаграме, что 12 января его вызвали в полицию за документами о прекращении дела. По его словам, он приехал, подписал бумаги, и сразу после выхода его остановил представители департамента миграции: «Телефон забрали, без объяснений доставили в отдел». Мужчина утверждает, что у него не было нарушений срока пребывания в Грузии, и говорит, что был туристом.
То же самое произошло с Ильей и его девушкой. После того как их отпустили полицейские, пару задержали сотрудники миграционного департамента: «К нам там же подбежали какие-то люди, которые резко и грубо схватили меня за руки, к девушке просто подошли, отобрали вещи. Мы не сопротивлялись. Один из них показал удостоверение и сказал, что они из миграционной полиции».
Ирина рассказала, что из полицейского участка ее тоже отвезли в департамент миграции. По словам женщины, сотрудники миграционного департамента заявили, что ей нужно проехать с ними, чтобы установить законность пребывания в стране.
Илья сообщил, что в департамента миграции к нему подошел один из сотрудников, назвал его другим именем и заявил, что россиянин нарушил правила пребывания в Грузии и подлежит депортации в Россию. Илья ответил, что его зовут по-другому. «Он вернулся через час с другим документом — на этот раз там было мое имя — и сказал, что я обвиняюсь в оскорблении офицера и в сопротивлении при аресте. Они спросили, согласен ли я подписать этот документ. Я отказался, потому что никого не оскорблял и не сопротивлялся», — рассказал россиянин.
Алексею, по его словам, в миграционном департаменте «зачитали документ, где приписали агрессию и сопротивление, чего не было».
По словам Ирины, ей документ о том, что ее обвиняют в оскорблении сотрудников миграционного департамента (ч. 2, ст. 173 КоАП Грузии) выдал работник миграционной службы Зураб Шенгелиа (это имя указано в решении суда, которое есть в распоряжении Paper Kartuli). Женщина отказалась подписывать эту бумагу, на что Шенгелиа, по ее словам, сказал ей: «Встретимся в суде».
Россиянка рассказала Paper Kartuli, что из миграционного департамента ее перевели в КПЗ в Дигоми, где она провела около 35 часов в ожидании суда. По словам Алексея он ждал суда почти двое суток в изоляторе: «Холодно, тяжелые условия, полное непонимание, что дальше».
Илья рассказал, что он до суда находился в полицейском участке в Кахети, потому что, как ему сообщили в департаменте миграции, в Тбилиси не было мест. В камере с Ильей, по его словам, находился студент из Индии, у которого была похожая ситуация и похожий обыск, но другое обвинение — оскорбление криминального полицейского, а не миграционного.
Суд
Алексей рассказал в инстаграме, что на суде их было 7–8 человек: «Граждане разных стран, в том числе с ПМЖ и учебными визами. У всех — один и тот же сценарий».
Дела Ирины и Ильи объединили в одно. «Перед судом меня поместили в подвальную камеру (в департаменте миграции — прим. Paper Kartuli), где сидело еще несколько человек из разных стран, которых задержали в тот же день, что и меня, и у всех было одинаковое обвинение. Моей девушки не было видно. Больше всего я переживал за нее», — рассказал Илья.
И Илья, и Ирина утверждают, что 14 января суд проходил при закрытых дверях. Ирина говорит, что информации о заседании не было на сайте суда, где обычно публикуют все слушания дня, а точное время суда было неизвестно даже адвокатам.
На суде Зураб Шенгелиа, по словам Ирины, заявил: «Он подошел ко мне на улице в рамках рейда по борьбе с нелегальной миграцией. А почему ко мне? Потому что у меня славянское лицо (на самом деле нет) и попросил меня показать документы. На что я [по его словам] сразу проявила агрессию и сказала ему: „я твою мать ебал“».
В решении суда (документ есть в распоряжении Paper Kartuli) сказано, что 12 января сотрудники департамента миграции задержали россиян для проверки, и они вели себя агрессивно и оскорбляли сотрудников. Свидетелями по делу выступали сотрудники департамента миграции Зураб Шенгелиа в случае Ирины и Тенго Лагазаури в случае Ильи.
Судебное заседание, по словам и Ирины и Ильи, закочилось быстро. «Все аргументы, которые адвокат приводил в нашу защиту, сторона обвинения опротестовывала, и суд каждый раз вставал на сторону миграции», — рассказал Илья.
В результате Ирину оштрафовали на 3,5 тысячи лари, запретили въезд в Грузию на 3 года и предписали покинуть страну. Илью оштрафовали на 4 тысячи лари и также запретили въезд в Грузию и выдворили из страны.
Алексей сообщил о решении суда так: «Крупный штраф, обязали покинуть страну, ограничение на повторный въезд».
Выдворение
После суда Ирину и Илью доставили в департамент миграции. «В миграции нас заставили молниеносно купить билет на ближайший рейс на выбор в любую безвизовую страну. Для этого сотрудники включили наши телефоны, и из их рук я купила себе билеты в Ереван (фото подтверждения бронирования билетов Ирины и Ильи есть в распоряжении Paper Kartuli)», — рассказала задержанная россиянка.
Алексей также сообщил, что телефон ему выдали, чтобы купить билет, а затем забрали.
Рейс у Ирины и Ильи был на следующий день, 15 января. Илья рассказал, что до вылета находился в мужском блоке миграционного департамента: «Внутри нашего блока люди были всех возможных национальностей, от Китая до Кубы. Я разговорился с ними. 80 % людей, с которыми мне удалось пообщаться, находились там из-за того же обвинения, что и я».
Ирина также утверждает, что общалась с людьми, задержанными по той же схеме, что и она: «Я видела около восьми разных людей только за шесть часов нахождения в подвале миграции задержанных по таким же обвинениям и по такой же схеме». У двоих из них, по словам женщины, она видела ВНЖ.
Перед отъездом в аэропорт и в аэропорту Илью, его девушку, Ирину и других выдворяемых сняли на камеру для отчета — сообщения о депортации нелегальных мигрантов МВД сопровождает видеороликами.
Ирина и Илья c девушкой сейчас находятся в Ереване и собираются подавать апелляцию на решение суда. Алексей сообщил в своем посте, что находится в Стамбуле.
Реакция МВД и адвокатов
Paper Kartuli направила запросы о произошедшем в МВД и департамент миграции МВД Грузии. На момент публикации ответов от ведомств не было.
Адвокаты задержанной россиянки отказались комментировать ее дело.
Двое адвокатов, работающих в Грузии по делам, в том числе миграционным, и не имеющих отношения к описанным выше процессам, сообщили Paper Kartuli, что о подобной схеме выдворения слышат впервые.
Департамент миграции Грузии начал активную борьбу с нелегально проживающими в стране людьми в 2025 году. С января прошлого года ведомство регулярно отчитывается о выдворении мигрантов. Всего за 2025 год из Грузии выдворили 1311 мигрантов. В декабре премьер-министр Иракли Кобахидзе говорил, что число выдворений за 2025-й сопоставимо с суммарным результатом за последние семь лет, и предупредил, что в 2026-м году их станет еще больше.
Если вы или ваши друзья сталкивались с подобными выдворениями из Грузии и вы готовы об этом рассказать, свяжитесь с нами через @PaperKartuli_bot.
Фото на обложке: Александр Патрин / ТАСС